"DVDXpert" - компас в мире Hi-Fi и High End техники и другой stereo и home cinema аппаратуры.

Трактовка звука как фактора формирования ТЕХНИКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

05-02-2024

К первым отнесем те, которые даются человеку в естественном восприятии громкость, высота, тембр и фаза колебания (иначе время звучания). Ко вторым те, которые формируют особенности первых внешне них свойств. Их понимание и использование требует специфических знаний в области музыкальной акустики (обертоны, форманты, спектр и т.п.). Эта позиция и будет критерием классификации различных подходов к трактовке звука, которые в свою очередь формируют специфику конкретной техники композиции.

Представляется, что в настоящее время выделились три исторически сложившихся принципы трактовки звука тон, краска, атом, основанные на использовании его внешних (звуктон) или внутренних (звукатом) свойств. Звук цвет смешанный тип. Зависимости от замысла, автор может работать как с внешними, так и внутренними свойствами звука.

Принципиальное отличие звукабарвы от звукатону заключается в том, что равнозначно параметром в композиторской работе становится тембр. Звукатом направлен на работу с внутренним строением звука (обертонами, спектром т.п.), что, безусловно, более характерно для электронной или електронноакустичнои музыки, но активно используется и в чисто акустических композициях.

В современных акустических произведениях на слух иногда довольно трудно дифференцировать трактовку звука композитором (так же, как и четко определить технику композиции). Чаще она подчеркивается в концепционного уровне. Для достижения, например, необходимых сонористический эффектов используются самые разнообразные приемы от уже «классической» микрополифонии (хрестоматийный пример 48голосний канон с «Atmospheres» Д. Лигети, в котором звук понимается как тон), к переносу в акустическую музыку чисто электронных способов работы со звуком фильтрации («Modulations» Ж. Гриз звук атом), частотной модуляции и т.п..

Таким образом, указанные подходы к трактовке звука, несомненно, влияют (а порой и формируют) композиторские способы работы с ним технику композиции, которая в этом контексте понимается не только как обобщающее понятие о различных композиторские технологий ХХ ст., А шире как принципы отбора и орга низации (высотной, пространственной, временной) звукового материала, которые сложились в конкретную эпоху.

Предложенная систематизация принципов работы со звуком позволяет Найза гальнише дифференцировать техники композиции в акустической музыке на уровне отбора звукового материала. Их, казалось бы, мозаичная разнообразие в структурном плане сводится к использованию важнейших внешних свойств звука:

1) высоты прежде фиксированной, которая дает возможность выстроить систему функциональных взаимоотношений между звуками, включенными в порядок, серии, ряда др.;

2) тембра в современной музыке носителя репрезентативной и структурной функции в организации произведения.


Смотрите также:
 Спутниковое телевидение. Теория и принцип работы
 Файловая структура и работа жестких дисков
 ВЛИЯНИЕ ВЯЗКОСТИ ВОЗДУХА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗВУКА
 Анодносеточные характеристики пентода с удлиненной характеристикой
 Особенности схемотехники предварительных ламповых УНЧ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: